Страница педагога-психолога

«Ваш ребёнок идёт в первый класс: рекомендации

родителям будущих первоклассников»

Ваш ребенок уже в подготовительной группе…, а через год поступление в школу и это всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. Когда начинать готовить к школе? Что это значит готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Есть разные мнения: одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, или если ребенок посещает детский сад, то там его и подготовят; другие думают, что за год до поступления в школу можно подготовиться или совсем не надо беспокоиться. На самом деле, вся дошкольная жизнь ребенка — это и есть подготовка к школе. Важно — не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, только на воспитателей детского сада. Каждый ребенок индивидуален и нужно адекватно учитывать особенности ребенка. Кому-то достаточно программы детского сада, а кому-то нужно заниматься дополнительно, возможно потребуются и специалисты.

Психологи определяют несколько параметров готовности детей к обучению в школе.

  1. Интеллектуальная готовность –уровень сформированности психических процессов (способность к концентрации внимания: мышление; восприятие: зрительное, слуховое, пространственное; память: зрительная, слуховая, произвольная; речь; воображение; словарный запас);
  2. Эмоционально-волевая готовность (умение сосредоточиться, управлять своим поведением и поступками, управлять эмоциями, усидчивость, выполнять правила другого взрослого, способность подчинить «Хочу» и «Надо»);
  3. Коммуникативная или социальная готовность (потребность в общении, умение находить место в коллективе сверстников, корректировать свое поведение в коллективе, подчиняться общим правилам сверстников или взрослого или умение руководить, понимать, что не все зависит от желаний)
  4. Мотивационно-личностная готовность (включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Если ребенок хочет идти в школу и у него положительное отношение к ней, эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы).
  5. Физиологическая готовность (зрелость организма, которая определяется уровнем развития функциональных систем организма и состоянием здоровья. Часто болеющие дети могут испытывать определенные трудности в обучении)

Так много всего для 6-7-летнего ребенка!

Что же формирует интеллектуальную готовность? Заучивание стихотворений наизусть, пересказ сказок, событий, получение ответов на все вопросы: «почему», «где», «когда» и т.д.; способность рассуждать, анализировать, обобщать, ориентироваться в пространстве, во времени; умение фантазировать, придумывать, многоговорение, обогащая, тем самым словарный запас. В детском саду есть все занятия, развивающие эти способности, но требуется помощь родителей. В чем она выражается? В закреплении полученных знаний: все, что узнал ребенок в саду, он делится этим багажом с родителями и наоборот. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики. В детском саду и дома дети много занимаются с пластилином, мелом, клеем, ножницами, красками и карандашами, играют с конструктором, мозаикой, пазлами, разукрашивают картины, дорисовывают предметы, штрихуют фигуры и тд.

Что формирует коммуникативные и социальные навыки. Участие детей в групповых играх. Участвуя в играх (подвижных, настольных, интеллектуальных) ребенок в любом случае будет взаимодействовать  с другим. Играя, ребенок удовлетворяет потребность в общении, учится  соблюдать правила игры, общепринятые нормы и ценности. Общаясь со взрослыми, ребенок узнает, что можно делать в обществе и чего нельзя, учится технике безопасности, познает мир. Как сформируется его представления о мире, как он овладеет коммуникативными навыками, во многом зависит от нас, взрослых.

Что формирует эмоционально-волевую готовность. Когда ребенок заучивает стихотворение к празднику, он преодолевает непосредственное желание поиграть в любимую игру ради выполнения задания взрослого. Если ребенок помогает маме или папе, родители помогают закрепить за ребенком посильные обязанности, стать ребенку ответственным за что-то, например, полив цветов или кормление котенка. Преодоление страха (например, войти в темную комнату или к врачу) говорит о формирующихся волевых качествах. Преодоление боли, умение справиться с обидой, умение сочувствовать и сопереживать, говорит об эмоциональном развитии интеллекта.

Что формирует мотивационно-личностную готовность. Спросите своего ребенка: «А ты хочешь идти в школу?» и «следующий вопрос «Зачем?». В ответе ребенка будет заложен ведущий мотив. Если он «недоиграл», то он «доигрывает» в школе. Играйте с ребенком в любые игры для его развития, чтобы он перерос игровой мотив и самостоятельно перешел на новый — учебный. Ребенок пойдет в школу в любом случае, но привить желание учиться с интересом и успешно, процесс не простой.

На какие моменты стоит обратить внимание.

— Как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.

— Владение навыками самообслуживания так же необходимо ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, завязывать шнурки, собирать портфель и т. д.

— У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебных занятий.

— Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

— Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе». В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое мероприятие.

— Не секрет, что окружающие не всегда доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда критикуют или, детский вариант — дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы ребенок понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку.

— Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников.

— В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи.

— Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание.

— В выполнении любого дела не позволяйте бросать занятие. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца — при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

— Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены;

— Учите правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

— Расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах.

Обученный ребенок и готовый к школе ребенок — это не одно и то же. Обученность — это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это  умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. То есть обученность и умственное развитие — это отнюдь не синонимы! Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но, в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится — на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость — внимание, память, мышление, воображение, моторика руки, развитие социальных умений и навыков.

Всего доброго!

Как для родителей, так и для первоклассников — сентябрь одновременно и радостный, и стрессовый месяц, всем участникам образовательного процесса необходимо пройти период адаптации. 

Адаптация первоклассников — это механизм социализации личности ребенка, а также его включение в систему новых отношений и связей, принятия и усвоения ребёнком своего нового статуса школьника и связанный с этим процесс выработки новых средств поведения.

Что может повлиять на длительность и тяжесть адаптации первоклашек? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, что меняется в жизни первоклассника.

  1. Режим дня.Вероятнее всего, что время подъёма и отхода ко сну останется прежним, но в дневном распорядке происходят существенные изменения.
  2. Значительно возрастаетобъём поступающей информации, становясь причиной  информационного стресса. Поэтому совершенно не лишним будет уменьшить или исключить другие источники, способные создавать информационный шум — это компьютер и телевизор. Ребёнок считает,  что он отдыхает, когда после школы смотрит мультики или играет в любимую компьютерную игру. На самом деле в мозг продолжает поступать информация от слуховых, зрительных анализаторов, и вместо отдыха мозг продолжает перерабатывать информацию. Лучший отдых — сон, прогулка, неспешный разговор со взрослыми о позитивных моментах прошедшего учебного дня.
  3. Ребёнок попадает в коллектив. Хорошо, если вместе с ним в класс приходят его одногруппники по детскому саду или соседи по дому. Но даже в этом случае не каждому ребенку просто адаптироваться к условиям нового коллектива, в котором завязываются  взаимоотношения, и где каждый ищет своё  «место под солнцем». Зачастую это весьма болезненный процесс для тех, кто не имеет опыта общения в детском коллективе, или этот опыт был невелик или  неуспешен. Трудно адаптироваться в коллективе и детям интровертированным, застенчивым, неуверенным. Один из барьеров на пути к успешному построению отношений в классе — это повышенная возбудимость ребёнка, агрессия.
  4. Уменьшается двигательная активностьребёнка, что особенно чувствительно для организма растущего, наполненного энергией, которая не имеет при переходе в школу такого же выхода как раньше. Как помочь в такой ситуации? Самое простое — утренняя зарядка, прогулки, пробежки, подвижные игры, спортивные секции. Помните, что младшим школьникам ежедневно рекомендуется  проводить на воздухе не менее 3-х часов.

Как понять, что первоклассник испытывает стресс,

что процесс адаптации протекает не совсем гладко?

  1. Изменение продолжительности и характера сна ребёнка. Сон стал беспокойным, трудное засыпание, просыпается по ночам. Ребёнок не высыпается за то же время, что раньше, трудно просыпается по утрам. Соответственно падает работоспособность на уроках. Возможные вскрикивания или говорение во сне.
  2. Ребёнок жалуется на плохое самочувствие: головную боль, боли в животе, тошноту и т.д., даже возможен кратковременный подъем температуры тела. Такие симптомы, как правило, не проявляются в выходные дни или в каникулы.
  3. Меняются эмоции и поведение ребенка. Может плакать по незначительному поводу, капризничать, хотя раньше такого не наблюдалось. Может резко меняться настроение. Агрессивность, нежелание подчиняться, негативизм, отказ от ранее интересных занятий, появившиеся страхи — всё это может быть проявлением стресса.

С чем предстоит столкнуться?

В процессе адаптации первокласснику предстоит приспосабливаться

сразу к нескольким важным изменениям в своей жизни.

Освоение нового пространства. Первые недели в школе ребёнок будет знакомиться с местом, где ему предстоит учиться. Он будет осваивать территорию школы, из каких частей она состоит, знакомиться со своим спортивным и музыкальным залами, стадионом, столовой, раздевалкой и т.д.

Новая социальная ситуация. Ребёнок, который ещё недавно был дошкольником, теперь находится в статусе школьника. Ему предстоит процесс знакомства с собой новым: Какой я теперь? Чем отличаюсь от себя предыдущего? Что у меня есть на данный момент такого, чем я могу гордиться?

Новые взаимодействия. Ребёнку предстоит осваивать способы социального взаимодействия в новых для него системах «ученик – учитель» и «ученик – ученик». Ему надо будет уяснить правила, по которым общаются в классе дети друг с другом, ученики с учителем, понять, как вести себя в школе можно, а как – нельзя.

И только после того, как ребёнок:

— освоил новое пространство,

— занял статус школьника,

— понял и принял правила поведения в школе,

можно говорить о том, что он приспособился к новым обстоятельствам, соответственно прошел период адаптации . Отныне школьная среда для него будет безопасна, он будет знать, чего от неё ждать и как себя вести. адаптировался к школе.

Этапы школьной адаптации.

Школьная адаптация делится условно на три этапа (или фазы).

Ориентировочная фаза занимает 2–4 недели. Это самый «острый» и напряжённый период для ребёнка, настоящий стресс для организма.

Фаза неустойчивого приспособления начинается после «ориентировочной» и длится ещё 2–4 недели. Уходит дезориентация, ребёнок начинает разбираться в школьных правилах и организм испытывает меньший стресс.

Фаза относительно устойчивой адаптации начинается после фазы неустойчивого приспособления и может длиться от 5–6 недель до года. Очень часто ребёнок весь первый класс привыкает к школе, к усилившимся физическим, психологическим и интеллектуальным нагрузкам. Это – вариант нормы.

Даже если ребёнок был готов  к школьному обучению по всем параметрам, он всё равно будет проходить все фазы школьной адаптации. Это неизбежно. Просто тот первоклассник, чью школьную зрелость психологи оценили как высокую, пройдёт этот период легче, нежели дети со средним или низким уровнем школьной готовности.

Из чего состоит адаптация?

Адаптация первоклассника – комплекс из трёх равнозначных по важности компонентов.

Физиологическая адаптация. Многим  первоклассникам сложно даётся переход от динамической нагрузки к статической. Держать спину ровно, слушать учителя, выполнять задания – это нагрузка на организм и требует высокого уровня физиологической готовности. Нужно время, чтобы организм перестроился.

Социальная адаптация. Ребёнку важно научиться слушать учителя, адекватно реагировать на слова учителя, самостоятельно выполнять задания. Он учится понимать требования и правила школьной жизни, признавать авторитет учителя, налаживать отношения со сверстниками.

Психологическая адаптация. Ребенку необходимо принять позицию школьника, а это новая ступень психологической зрелости. Настроенность на учёбу, школьная мотивация, готовность к обучению, стрессоустойчивость – всё это приобретается в ходе психологической адаптации.

Посильная помощь родителей своим первоклассникам:

— не впадайте в крайности;

— не пытайтесь объять необъятное;

— соблюдайте баланс между школьными нагрузками и свободным временем ребёнка;

— учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка;

— слушайте и разговаривайте с ребенком;

— прислушивайтесь к рекомендациям педагогов;

— отслеживайте свое состояние.

Всего доброго!

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях Московской области

Алгоритм_действий по предупреждению суицидов среди несовершеннолетних

Методические рекомендации по порядку блокирования информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей

Где можно получить помощь?

Дистанционная помощь

 (Телефоны доверия, Интернет консультирование) для несовершеннолетних
и их семей:

— Телефон горячей линии Центра экстренной психологической помощи МЧС России 8 (495)-626-37-07 (круглосуточно, анонимно, бесплатно).

— Интернет служба экстренной психологической помощи МЧС России URL:

http://www.psi.mclis.dov.ru (круглосуточно, анонимно, бесплатно)

— Телефон отдела неотложной психиатрии и помощи при чрезвычайных ситуациях в ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им В.П. Сербского» 8 (495) 637-70-70 (круглосуточно, бесплатно).

— Всероссийский детский телефон доверия 8 (800) 200-01-22 (звонок
из любого региона РФ бесплатный, абонент попадает в службу свое­го региона, круглосуточно, анонимно).

— Телефон неотложной психологической помощи Московской службы психологической помощи населению 051 — звонок возможен только
со стационарных городских телефонов, не мобильных, (круглосуточно, анонимно, бесплатно).

— Детский телефон доверия Центра экстренной психологической по­мощи ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» 8 (495) 624-60-01

Москва 

—  Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков,

Адрес: 119334, г. Москва, 5-й Донской пр-д., д. 21А, тел. справочной службы: 8 (495) 952-49-20.

— Кризисный центр при больнице № 20 (с 15 лет), тел: 8 (495) 471-11-38 (с 9.00 до 14.00 кроме сб., вс.), госпитализация — тел.: 8 (495) 471-21-63.

— Отделение суицидологии ФГБУ «Московский НИИ психиатрии» Минздравсоцразвития РФ, тел.: 8 (495) 963-75-72 (консультации с возможной госпитализацией).

— Городская клиническая психиатрическая больница № 15, Медико-педагогический лечебно-реабилитационный центр по подростковой психиатрии для детей 15-18 лет. Психоневрологическая, консультативная, лечебно-реабилитационная и медико-педагогическая помощь, тел.: 8 (495) 324-54-89 — справочная; 8 (495) 324-54-59 — приемное отделение; 8 (495) 324-41-05 — клинико-диагностическое лечебно-реабилитационное отделение.

Московская служба психологической помощи населению (отделения по всем округам г. Москвы), тел.: 8 (499) 173-09-09 — запись на прием.

Противодействие опасному контенту  в сети Интернет

 — Общественная палата РФ: https://www.oprf.ru/1449/2133/1474/2465/ С помощью этой формы вы можете прислать ссылку на группу или аккаунт ВКонтакте, Facebook или Twitter, где идет пропаганда или вовлечение детей в группы для самоубийств.

— Роскомнадзор: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/ Принимает сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации.

— Лига безопасного интернета: http://ligainternet.ru/hotline/ На этой странице Вы можете оставить свое сообщение о противоправном Интернет-контенте. У Вас есть возможность сообщить анонимно или оставить свой адрес электронной почты.

— Центр безопасного интернета России http://www.saferunet.org/, на сайте открыта горячая линия для электронного обращения за помощью.
РОЦИТ — общественная организация, объединяющая активных интернет- пользователей России http://www.hotline.rocit.ru/, на сайте открыта горячая линия для электронного обращения за помощью.

Методические ресурсы

 — http://минобрнауки.рф/ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей/ Сборник памяток для ОО (ЦЭПП ФГБОУ ВО МГППУ), Книга «Что должен знать родитель о подростковых суицидах? (ЦЭПП ФГБОУ ВО МГППУ); памятки для детей, родителей (ЦЭПП ФГБОУ ВО МГППУ);

— http://childhelpline.ru/ сайт «Детский телефон доверия» ЦЭПП ФГБОУ ВО МГППУ – вкладки – детям/специалистам/родителям/

— http://ya-roditel.ru/ — проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— http://preemstvennost.ru/ — виртуальное сообщество педагогов России «Педагогическая компетентность в области обеспечения психологической безопасности детей в сети Интернет» (Камин А.А.) вебинар 14.04.2017 (запись).

Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций

 Медиация это посредничество между двумя конфликтующими сторонами в присутствии третьего лица (медиатора), который следит за тем, чтобы переговоры велись в определенных структурированных рамках.

Цель медиации – добиться соглашения между сторонами, при этом все решения относительно предмета переговоров и способа разрешения конфликта принимает не медиатор, а сами стороны. То есть добиться консенсуса, каждый доволен «Победой»: «Ты прав и Я прав».

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатормедиативное соглашениепроцедура медиации.

Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Школьная служба медиации это:

  1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  3. Профилактика школьной дезадаптации.
  4. Школьное самоуправление подростков школы.

Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако, благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

        Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:

  • учениками;
  • учениками и родителями;
  • родителями;
  • учителями и родителями;
  • учениками и учителями.

На встрече   выполняются следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.